Консультативный пункт в детском саду
Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сегодня уже сформированы разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др.. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П.Арнаутова, Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В. Козлова, О.В.Солодянкина.
Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
- доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
- развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
- психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:
- группа кратковременного пребывания;
- центр игровой поддержки ребенка;
- служба ранней помощи;
- лекотека;
- семейный детский сад;
- консультативный пункт.
Одной из вариативных форм дошкольного образования является организация консультативных пунктов на базе ДОУ для семей, воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут специалисты дошкольного учреждения.
Консультативный пункт создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи КП:
- оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
- оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Основными формами деятельности Консультативного пункта является организация дискуссий, лекторий, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку, через организацию работы сайта образовательного учреждения.
Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:
- социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
- возрастные, психофизиологические особенности детей;
- готовность к обучению в школе;
- организация игровой деятельности;
- организация питания детей;
- создание условий для закаливания и оздоровления детей.
В целях оказания помощи семье специалисты Консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.
Работа с родителями (законными представителями) и детьми в Консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
Работа консультативного пункта поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов
Услуги:
- Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка;
- Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами (по запросу родителей);
- Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей;
- Подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами;
- Семинары и семинары-практикумы;
- Тематические выставки методической и научно-популярной литературы;
- Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону.
- Статьи на сайте ДОУ,повышающие психолого-педагогическую компетентность родителей.
На семинарах родители знакомятся с различными программами и методиками, направленными на развитие детей, современными игровыми материалами, получают представление о способах эффективного взаимодействия с ребенком. На совместных детско-родительских встречах у родителей есть возможность увидеть своего ребенка в новой обстановке, может быть подметить что-то ранее ему неизвестное. А наша задача акцентировать на этом внимание родителя. Немаловажно и простое общение родителей между собой в процессе, которого они могут поделиться своим опытом воспитания детей, утвердится в своей родительской компетентности, снизить свою тревожность по поводу правильности выбранной тактики семейного воспитания, а может быть и скорректировать ее.